На языке XXI века

На языке XXI века
Репертуар Нового драматического театра, прививающего любовь к строптивой Мельпомене жителям Заводского района Минска, пополнил спектакль “Как я стал…” по пьесе модного российского драматурга Ярославы Пулинович из Екатеринбурга. Благодаря неутомимому труженику и бузотеру Николаю Коляде этот город сегодня по праву считают центром российской драматургии. Поставил спектакль белорусский режиссер Сергей Куликовский, несколько лет подряд работающий на три города — Минск, Томск и Витебск.
“Как я стал…” — премьера симптоматичная. Она явно сигнализирует: мода на чернуху с отборным матом и всевозможными извращениями в российской драматургии прошла. Настало время внятных, понятных историй, пусть и с элементами гротеска, не отрицающих трезвого социального анализа, с четко прописанными характерами и конфликтом. Бессмысленная агрессия в текстах перестала удивлять кого-либо. Нужно находить нечто новое. Или же уйти с головой в Чехова и продолжать спасать от вырубки вишневый сад. Кто-то продолжает этим с успехом заниматься. Но молодым авторам (той же Пулинович еще нет и тридцати) захотелось своего языка. Языка XXI века.
Вслед за популярными европейскими трагикомедиями, успешно представленными на сценах Беларуси и России (“Офис”, “Арабская ночь”, “Метод Гренхольма”, “Камень” и др.) и фиксирующими современные пороки, стали появляться достойные тексты постсоветских авторов.
Герой спектакля “Как я стал…” — типичный 24-летний балбес Саша, ищущий свое место в жизни. Его бросила любимая девушка Майя, но тут же подобрала другая — Маша. А у той на шее полусумасшедшая мать, бывшая актриса ТЮЗа Арина Аркадьевна Филимонова, не доигравшая в свое время на сцене, шантажирующая дочь тем, что вот-вот отравится бытовым газом, если Маша не придет домой вовремя. Чтобы вернуть актрису к жизни, Саша обязуется написать для нее пьесу и устроить шумную премьеру в городе. Перепалки, шутки и общение этой троицы и составляют костяк пьесы. Доверившихся ему женщин — мать и дочь — Саша обманет так же легко, как и познакомился с ними. Пулинович, так сказать, рисует портрет поколения, показывает нам современных Онегиных, живущих “без цели и без трудов”, инфантильных и сумасбродных.
Роль полусумасшедшей матери Арины Филимоновой выписана драматургом почти в фарсовых тонах: “Я ведь в душе пантера! Я зверь! Мне нужен чистый воздух. Мне нужен полет!” Роль бенефисная, как любая роль неуравновешенного человека, шкала поступков которого может варьироваться от самопожертвования до ничем не обоснованного бытового хамства. Бывшая актриса Арина Аркадьевна может и крепкое словцо употребить, и послать куда подальше. Своим демонстративным поведением она напоминает другую героиню современной литературы — бабушку из повести Павла Санаева “Похороните меня за плинтусом”, которую сейчас активно ставят в театрах. Те же обороты речи, то же наплевательство на условности.
Наплевал на условности и режиссер Куликовский, вставив в серьезный драматический спектакль песню группы “Звери” “Районы-кварталы”. Не низводит ли это “Как я стал…” до уровня эстрадного концерта? Куликовский всегда любил вкраплять в свои высказывания актуальную музыку — то Земфиру, то Ваенгу. Оставим этот музыкальный выбор на его совести. Рома Зверь как голос поколения? Возможно. В самом деле, не Вертинского же герою спектакля прикажете петь.
Тем не менее для Нового драматического театра спектакль “Как я стал…” — своего рода победа. Театр находится в сложной ситуации: пост главного режиссера покинул Денис Нупрейчик. Он по кирпичику строил серьезный репертуар, обращаясь к западной драматургии высокого класса: Мартин Макдонах (“Королева красоты”), Вуди Аллен (“Шанс, которого ждешь всю жизнь”). Исполняющим обязанности главного режиссера назначен Андрей Гузий, работавший в Гродно и Могилеве. Проблемы со здоровьем пока не дают ему возможности приступить к реализации своих замыслов, которые, смеем надеяться, у него есть. Так что “Как я стал…” — своевременная вещь, позволившая театру не потерять форму и не разувериться в собственных силах.
18.06.2014 СБ
Валентин ПЕПЕЛЯЕВ

31.3.2017
 

Добавить комментарий