Театральный словарь
  • АВАНЛОЖА — места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.
  • АВАНСЦЕНА — передняя часть сцены (между занавесом и рампой).
  • АКТ — законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.
  • АКТЕР, актриса — исполнитель (исполнительница) ролей.
  • АМПЛУА — сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.
  • АМФИТЕАТР — 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале, расположенные за партером.
  • АНГАЖЕМЕНТ — приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.
  • АНОНС — объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах.
  • АНТИГЕРОЙ — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест.
  • АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта.
  • АНТРЕПРЕНЕР — владелец, содержатель, арендатор частного
  • театра.АНТРЕПРИЗА — частный театр.
  • АНШЛАГ — объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы.
  • АПОФЕОЗ — торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.
  • АРЬЕРСЦЕНА — наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.
  • БАЛАГАН — театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.).
  • БАЛКОН — места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.
  • БЕЛЬЭТАЖ — первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале.
  • БЕНЕФИС — 1) театральное представление в честь одного актера; 2) спектакль, сбор от которого поступал я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра.
  • БЕНУАР — театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера.
  • БЕРИКАОБА — грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древнейших времен до начала XX в.
  • БУРЛЕСК — преувеличенно комическое изображение на сцене.
  • БУТАФОР — театральный работник, ведающий бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор.
  • БУТАФОРИЯ — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.
  • БУФФОН — амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы.
  • БУФФОНАДА — 1) представление с применением клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.
  • ВЕРТЕП — народный украинский кукольный театр, получивший распространение в XVII-XIX вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика — вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические интермедии сопровождались музыкой.
  • ГАЛЕРКА — верхний ярус зрительного зала.
  • ГАСТИОН — актер в Древнем Риме.
  • ГАСТРОЛИ — выступление актеров на выезде в других театра.
  • ГЕРОЙ — главное действующее лицо в спектакле.
  • ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ — последняя перед спектаклем, концертом.
  • ГРАНДАМ — амплуа актрисы, исполняющей роли знатных дам.
  • ГРАНДКОКЕТ — роль взрослой знатной дамы.
  • ГРИМ — 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др.; 2) краски и другие принадлежности для гримирования.
  • ГРИМЕР — специалист, занимающийся гримировкой актеров.
  • ГРИМ-УБОРНАЯ — комната для гримирования и переодевания актеров.
  • ДЕЙСТВИЕ — законченная часть спектакля. То же, что и акт.
  • ДЕКЛАМАЦИЯ — четкое выразительное чтение вслух.
  • ДЕКОРАЦИЯ — художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.
  • ДЗЁРУРИ — вид театра кукол в Японии. Пьесы дзёрури ставятся на сцене театра кабуки.
  • ДИВЕРТИСМЕНТ — музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.
  • ДРАМАТУРГ — автор драматических произведений.
  • ДРАМАТУРГИЯ — 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.
  • ЗЛОДЕЙ — амплуа актера, играющего отрицательных героев.
  • ИНЖЕНЮ — амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки.
  • ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.
  • КАБУКИ — один из видов классического театра в Японии. Включает музыку, танцы, драму, сложился в XVII в. С 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины.
  • КАРТИНА — часть акта в драме.
  • КЛАКА — специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.
  • КОКЕТ — амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.
  • КОЛОСНИКИ — верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.
  • КОМИК — амплуа актера, исполняющего комедийные роли.
  • КОНФИДАНТ — актер, играющий роль приближенного главного героя.
  • КОТУРНЫ — род сандалий на очень толстой подошве у древнегреческих и римских актеров для увеличения роста.
  • КУЛИСЫ — плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены.
  • ЛИРИК — амплуа актера, играющего лирические персонажи.
  • ЛИЦЕДЕЙ — название актера в Древней Руси.
  • ЛОЖА — группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах), отделенная перегородками или барьерами.
  • МАРИОНЕТКА — театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.
  • МИЗАНСЦЕНА — расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены — один из важнейших элементов режиссуры.
  • МИМ — актер пантомимы.
  • МИМИКА — один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.
  • МОНОЛОГ — речь актера, обращенная к слушателям или самому
  • себе.МЮЗИК-ХОЛЛ — вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в.
  • НАРОДНЫЙ ТЕАТР — 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.).
  • НОО — один из видов традиционного японского театра. Включает музыку, танец, драму. Характерные черты: условность декораций, главные персонажи — в масках, костюм лишен бытовой конкретности.
  • ПАДУГА — полоса занавеса по верху сценической площадки.
  • ПАНТОМИМА — вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.
  • ПАРТЕР — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.
  • ПЕЛЖЕНТ — передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий.
  • ПЕТИМЕТР — образ щеголя в сатирической комедии.
  • ПЕТРУШКА — главный персонаж русских народных кукольных представлений; известен с первой половины XVII в.
  • ПОДМОСТКИ — синоним слова «сцена».
  • ПОСТАНОВКА — творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль.
  • ПРЕМЬЕР, премьерша — актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли.
  • ПРЕМЬЕРА — первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля.
  • ПРИМАДОННА — актриса, исполняющая главные роли.
  • ПРОСТАК — амплуа актера, исполняющего простодушного человека.
  • РАМПА — осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.
  • РЕВЮ — эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой.
  • РЕЖИССЕР — постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора.
  • РЕЗОНЕР — амплуа актера, высказывающего нравоучительные
  • суждения.РЕКВИЗИТ — предметы, используемые в театральных постановках.
  • РЕПЕТИЦИЯ — основная форма подготовки театрального
  • представления.РЕПЕРТУАР — совокупность произведений, исполняемых в театре.
  • РЕПЛИКА — краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого.
  • СКЕНА — помещение для переодевания и выхода актеров театра в Древней Греции.
  • СОЛИСТ — ведущий актер в спектакле.
  • СОФИТ — часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.
  • СПЕКТАКЛЬ — театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.
  • СТАТИСТ — актер массовки, исполняющий роль без слов.
  • СУБРЕТКА — роль находчивой служанки.
  • СУФЛЕР — работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.
  • ТЕАТР — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
  • ТЕАТР КУКОЛ — вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами.
  • ТЕАТР МИНИАТЮР — вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи).
  • ТЕАТР ТЕНЕЙ — вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.
  • ТЕЛАРИИ — приспособления для смены декораций в старинных театрах Западной Европы.
  • ТРАВЕСТИ — амплуа актрисы, исполняющей роли подростков.
  • ТРАГИК ~ амплуа актера, исполняющего трагедийные роли.
  • ТРУППА — актерский состав театра.
  • ТРЮМ — помещение под сценой.
  • ФАТ — амплуа актера, играющего эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых).
  • ФИГУРАНТ — актер, играющий роль без слов; то же, что и статист.
  • ФИНАЛ — завершающая часть спектакля.
  • ФУРКИ — приспособления для перемещения на сцене декораций.
  • ЭТУАЛЬ — актриса развлекательного жанра.
  • ЭТЮД — в современной театральной педагогике упражнение для развития и совершенствования актерской техники.
  • ЯРУС — один из средних или верхних этажей в зрительном зале.