Новый драматический театр

«Кукольный дом» в Новом драматическом театре

Люди и куклы

Пока герои Островского проходят испытание деньгами, в «Кукольном доме» Генрика Ибсена на первый план выходят проблемы не материальные, а моральные. На днях свое прочтение одной из самых популярных пьес норвежского драматурга в Новом драматическом театре представил Артем Пинчук. Он же сыг­рал роль Торвальда Хельмера — заботливого и сильного, казалось бы, мужа, на глазах у зрителей превращающегося (ближе к середине спектакля) в трусливого эгоиста. Артист, к слову, не первый раз пробует силы в режиссуре и в «Кукольном доме», признается, сам изначально играть не планировал:

— До самой премьеры сомневался, но в итоге решился и рискнул. Для меня «Кукольный дом» — это не история о проблемах одной конкретной женщины. Это история о свободе личности, которой хватило сил разрушить связи, навязанные обществом и его правилами. «Кукольный дом» не только место жительства четы Хельмеров. Это, по сути, весь мир, где люди играют роли, придуманные и навязанные им.


 Нора (Надежда Анципович) и Торвальд (Артем Пинчук) в финале спектакля понимают: с «кукольной» жизнью покончено навсегда.

Постановка фокусируется на жене Торвальда Норе (ее в разных составах играют Надежда Анципович и Ксения Вайнилович) — в сущности, обычной женщине, в лице которой драматург (и режиссер Пинчук вслед за ним) поднимает проблемы не столько женские, сколько общечеловеческие. Тонкий знаток жизни Генрик Ибсен никому из героев «Кукольного дома» не оставляет шанса выйти сухим из воды, каждому в итоге приходится чем-то пожертвовать. 
Пьеса, как известно, была написана по следам реальных событий, прототипом Норы стала норвежско-датская писательница Лаура Килер.
К слову, менять скандинавские характеры и экзотические для нашего уха имена Артем Пинчук намеренно не стал. Активность режиссерского вмешательства в драматургический материал получилась минимальной. Как и у Ибсена, здесь все видят всех, каждая из линий пьесы развивается почти параллельно. Игра в итоге заканчивается реальной драмой, хотя, с другой стороны, финал можно расценивать и как хеппи-энд: у «куколки» Норы наконец появились голос и право выбора.