ЛЕОНИД ЗОРИН ВАРШАВСКАЯ МЕЛОДИЯ История любви Режиссер Сергей Куликовский Художник Лидия Малашенко Балетмейстер Марина Баранова Художник по свету Почему драматург, определив жанр своей пьесы мелодрамой, дал ей название «Варшавская мелодия»? При чтении пьеса напоминает, скорее всего, журналистский репортаж: встретились двое - он и она, совершенно случайно, влюбились, даже хотели пожениться, не получилось. Но автор назвал свою пьесу мелодией. Значит, он ее слышал. И записал, более полувека тому назад, но записал так, что при чтении за сухими словами мелодия не улавливается. Многие театры по-прежнему ставят ее, с переменным успехом, но ставят! Но, видимо, надо иметь особый слух – чтобы услышать музыку неслучившегося счастья … Что, прежде всего, приходит на ум, если вот так, в нескольких словах, рассказать эту историю любви: подумаешь, «Ромео и Джульетту» тоже часто ставят, а ей уже больше четырехсот лет. Но у Шекспира всё прописано, можно просто идти за словом драматурга, и не надо ничего придумывать – только портить современными выкрутасами. А мелодию в пьесе Зорина надо услышать. И в Новом драматическом театре, что на улице Лизы Чайкиной, 16, её услышали. И тонким слухом на подлинное глубокое чувство наделен не только главный режиссер театра Сергей Куликовский, постановщик спектакля, и актеры Надежда Анципович и Артем Пинчук (их всего двое, ведь это история любви), и весь постановочный коллектив: художник, балетмейстер, осветители, создатели костюмов, но и все, кто в этом театре служит. Режиссер давно определил свою тему в профессии: он ставит про любовь и смерть, а потом прибавил еще одну жизненно важную тему для творческого исследования – предательство. В начале этой истории актеры - ровесники своих героев, у которых в недавнем прошлом война. Оба, несмотря на молодость, люди целеустремленные: теперь, когда в мире – мир, они строят свою судьбу, воплощают мечты – каждый свою. А тут еще любовь – это ли не счастье?! И если Ромео и Джульетта, нет повести печальнее, - свою любовь оплатили смертью – отмучились оба, то наши герои платят за любовь жизнью. Актеры проживают молодую историю своих героев, именно проживают, - весело, счастливо, играючи. И действительно, что им может помешать?! Оказывается, может. Мирная жизнь тоже требует смелости, настойчивости, готовности ради счастья с любимым человеком сопротивляться кажущимся непреодолимыми обстоятельствам, идти на риск, не сдаваться. И, да, от чего-то отказаться! Но у всех ли хватает на это мужества… А мужество для достижения цели требуется всегда, и в мирное время тоже. Современные ровесники героев этой мелодии это знают. А пока, до необходимости принимать решение, они, как Геля и Виктор, радуются жизни, преодолевают материальные трудности, относясь к ним философски, если хватает рассудительности и, да, жертвенности тоже, бегают на свидания, узнают что-то новое, танцуют. Правда, танцуют они иначе, чем большинство их ровесников сейчас, разгоряченные напористой громкой музыкой, каждый в своем ритме. Геля и Виктор танцуют в паре, где важно нежное прикосновение, общий ритм танца, который и сам по себе есть воплощение любви. И одеты они иначе. Поразительно то, что все участники спектакля, от режиссера и актеров, всей постановочной группы, еще не родились в то послевоенное время, разве что их мамы, папы, а то и дедушки с бабушками родились тогда, и хорошо, если помнят себя такими молодыми. И при этом Надежда Анципович и Артем Пинчук по-хорошему не современны, иначе говорят и двигаются, не говоря уж о танцах, - в спектакле актеры существуют не сегодня, а в то далекое, такое важное для страны время. Но время их молодой любви и время их стран не совпадает … Старшему поколению известно, ими прожито, как мы все зависим от времени, в котором живем. Что удалось в каждой личной жизни, от чего пришлось отказаться… И всегда ли в этом виновато только время, оно меняется, открывает новые возможности. Меняемся ли мы, способны ли уловить эти новые возможности, или протоптанная нами колея, ведущая к успеху, надежна, удобна – и от добра добра не ищут… Отчего же так щемит сердце?.. Ирина Травина, театральный обозреватель член Союза театральных деятелей (СТД) России